Главная » 2019 » Сентябрь » 5 » Об организации воспитательной работы в 2019-2020 учебном году
22:13
Об организации воспитательной работы в 2019-2020 учебном году

Об организации воспитательной работы в 2019-2020 учебном году

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики направляет для использования в работе методические рекомендации «Приоритетные направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в 2019-2020 учебном году», разработанные Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». 

Обращаем внимание, что согласно пункту 7 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» образовательные программы должны быть реализованы в полном объеме в соответствии с учебным планом. Поэтому мероприятия, проводимые Министерствами и ведомствами Донецкой Народной Республики с участием обучающихся образовательных организаций Донецкой Народной Республики, проводятся во внеурочное время. Согласно пункту 4 статьи 31, пункту 2 статьи 74 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» обучающиеся образовательных организаций Донецкой Народной Республики принимают участие в мероприятиях на добровольной основе. За разъяснениями и дополнительной информацией обращаться по телефону: (071)302-64-90 (Агеева Лариса Николаевна, главный специалист отдела дополнительного образования и воспитательной работы Департамента образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики).

Приоритетные направления воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в 2019-2020 учебном году

Воспитательная компонента деятельности общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования сегодня является неотъемлемой составляющей социокультурного пространства нашего государства. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в концептуальных документах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики в сфере дополнительного образования детей и воспитательной работы, а также в Государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяющих воспитательную деятельность как системообразующий компонент педагогического процесса, направленный на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

В связи с этим единой целью воспитательной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования должно стать создание условий для воспитания и социально - 2 педагогической поддержки развития обучающихся как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан Донецкой Народной Республики.

Реализация данной цели предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1. Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личностного и общественного благополучия.

2. Формировать у каждого обучающегося активную жизненную позицию, включающую в себя способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться к условиям современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры и знаниями об историческом прошлом, умением вести здоровый образ жизни.

3. Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды.

Основным механизмом достижения поставленных цели и задач воспитания является п р и м ен ен и е п р о гр а м м н о -ц елево го п ла н и р о ва н и я как одной из форм проектирования образовательной системы общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования. Программно-целевой метод управления воспитательной работой позволяет чётко зафиксировать цели, задачи, описать механизмы реализации деятельности, обеспечить координацию и интеграцию участников реализуемых в образовательной организации программ, рационально распределить ответственность, организовать оптимальный контроль за исполнением программ, а главное - обеспечить баланс между имеющимися ресурсами и выдвигаемыми задачами деятельности.

Как программа воспитания, развития и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, план их внеурочной деятельности, так и план воспитательной работы учреждения дополнительного образования должны предусматривать:

- интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейновоспитательной, общественно-полезной (волонтёрской) деятельности;

- установление и совершенствование системы межпредметных связей, а также взаимосвязи урочной и внеклассной работы по предмету, занятий в творческих объединениях и воспитательных, массовых мероприятий;

- направленность на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем посёлка, района, города, Республики;

- систему коллективно спланированной работы общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования с семьёй;

 - взаимодействие между общеобразовательными организациями и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Алгоритм проектирования программы воспитания, развития и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, их внеурочной деятельности и воспитательной работы учреждений дополнительного образования может быть представлен следующими содержательными этапами:

П р ед п р о ек т н ы й эт ап. Основной задачей педагогической деятельности является осмысление и выработка концептуальных основ воспитания и социализации обучающихся в контексте целей образовательной программы. Содержание работы: анализ Государственных образовательных стандартов, диагностика ситуации в образовательной организации, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта и планирование его хода. Итогом данного этапа является выявление сильных и слабых сторон осуществления воспитательной деятельности в образовательной организации.

Э т ап р а зр а б о т к и и р е а ли за ц и и п ед а го ги ч еско го проект а. Основная задача: разработать проект программы воспитания, развития и социализации обучающихся и плана их внеурочной деятельности (плана воспитательной работы учреждения дополнительного образования), отвечающий требованиям времени; учитывающий реальные и потенциальные возможности участников образовательного процесса; опирающийся на опыт образовательной организации в решении задач воспитания. Содержание работы: создание творческих групп по решению актуальных проблем, определение задач, определение структурных единиц документа и их содержательное наполнение (основные направления отражены в Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, Примерной программе воспитания, развития и социализации обучающихся, Примерном плане внеурочной деятельности), текстовое оформление документа, его внутренняя оценка, презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза.

Р еф лекси вн ы й эт ап. Задача: выявить результативность разработанной программы. Данный этап может быть реализован только после апробации разработанной программы. Критерии результативности определяются в процессе проектирования самими участниками образовательного процесса.

Концептуальной и методической основой для разработки общеобразовательной организацией собственной рабочей программы воспитания, развития и социализации обучающихся и рабочего плана внеурочной деятельности выступает Примерная программа воспитания, развития и социализации обучающихся и примерный план их внеурочной деятельности. За педагогическим коллективом остаётся право конкретизировать цели и задачи, основные направления деятельности, отталкиваясь от реальной практики образовательной организации с учётом местных традиций и опыта образовательной организации, на основе взаимодействия с родителями и другими социальными партнёрами.

Придерживаясь содержательной структуры Примерной программы воспитания, развития и социализации обучающихся и примерного плана их  внеурочной деятельности, каждая общеобразовательная организация составляет собственный вариант программы воспитания, развития и социализации обучающихся и плана их внеурочной деятельности. При этом педагогический коллектив м о ж ет от д а ва т ь п р и о р и т ет т о м у или и н о м у н а п р а влен и ю р а зви т и я , во сп и т а н и я и со ц и а ли за ц и и ли чно ст и , вн еур о ч н о й д еят ельн о ст и обучаю щ ихся, ко н к р ет и зи р о ва т ь задачи, виды и ф орм ы деят ельност и, кр и т ер и и и п о ка за т ели эф ф ект и вно ст и , у сл о в и я в соо т вет ст ви и с б а зовы м и н а ц и о н а льн ы м и ценност ям и, сп ец и ф и ко й и т рад ициям и. Такой аналитико-прогностический подход является первостепенным условием в выборе стратегии педагогического коллектива в организации воспитательного процесса.

Важным фактором обеспечения содержательного досуга детей, в том числе и в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, является воспитательная деятельность, осуществляемая учреждениями дополнительного образования. В связи с этим возрастает значимость эффективного планирования воспитательной работы в данных образовательных организациях. Она должна не дублировать систему воспитательных мероприятий, проводимых в общеобразовательных организациях, а органично дополнять её. Особенностью массовых и групповых воспитательных мероприятий в учреждении в целом и в творческих объединениях в частности может стать их и нт егр а ц и я с у ч е б н ы м и за н ят и ям и (например, подготовка к концерту ко Дню Победы в системе работы по патриотическому воспитанию). Охватывая все направления воспитательной работы, основное внимание учреждение дополнительного образования должно уделять тем из них, которые в наибольшей мере отражают направленность реализуемых в нём образовательных программ дополнительного образования детей. Прежде всего, в рамках данных, основных направлений следует планировать массовые воспитательные мероприятия, а в рамках прочих, сопутствующих - групповые, а также реализовывать индивидуальные формы воспитательной работы.

Участие в муниципальных, республиканских, международных конференциях, смотрах-конкурсах, фестивалях, форумах, выставках и иных соревновательных и несоревновательных массовых мероприятиях стимулирует раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, формирует их личный опыт посредством включениях их в различные виды деятельности, способствует развитию продуктивной, одобряемой обществом деятельности, обогащает опыт коллективного взаимодействия, что в совокупности даёт значительный воспитательный эффект.

В рамках воспитательной работы в творческом объединении могут быть запланированы:

- разработка и поддержка интернет-ресурса объединения (сайта, блога, страниц в социальных сетях);

- размещение информации о детском коллективе в средствах массовой информации;

- массовые мероприятия учебного и воспитательно -развивающего характера (итоговые, отчётные, открытые занятия, концерты, выставки, конкурсы, тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники и др.);

 - диагностика (психологический комфорт, отношение к педагогу, уровень воспитанности и др.);

- тематические беседы по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, технике безопасности и охране здоровья;

- мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т. д.);

- мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, взаимоотношениях с другими людьми, толерантности; трудовые десанты и др.).

В рамках работы с родителями могут быть запланированы родительские собрания, оформление информационных стендов, индивидуальные встречи и консультации, посещение родительских собраний в общеобразовательных организациях, системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей (книга отзывов, анкетирование и т. д.).

Общность воспитательных систем общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования определяется тем, что они характеризуются о т к р ы т о ст ью и ва р и а т и вн о ст ью , что позволяет им наиболее полно обеспечивать право ребёнка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Оптимальной при таком подходе как для общеобразовательных организаций, так и для учреждений дополнительного образования может стать культурно-творческая стратегия воспитания, которая определяет направление деятельности педагога в сторону организации продуктивной совместной деятельности обучающихся. Она указывает на широкие возможности гармоничного развития взаимоотношений между субъектами педагогического процесса и выработки у обучающихся способности делать выбор в пользу социальной активности, направленной на благо. Для обучающихся важно, чтобы найденная ими сфера деятельности давала возможность принести больше пользы окружающим и себе самим (совершить нравственный поступок) и получить удовлетворение от результата. В сфере дополнительного образования воспитание должно способствовать расширению жизненного пространства обучающегося, в котором он сможет увидеть стимулы для самосовершенствования.

Внеурочная деятельность, а также деятельность на занятиях в творческих объединениях учреждений дополнительного образования может иметь те же формы, что и урочная (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и др.), но должна характеризоваться особым содержанием, интегрирующим материал основного и дополнительного образования. Такая интеграция должна обязательно сопровождаться творческой рефлексией обучающихся, мотивацией к нравственному поступку и социально значимым результатам (альбом рисунков, выставка, сборник эссе).

Осуществляемая во взаимодействии с основным и дополнительным образованием, внеурочная деятельность позволяет определить эффективность получаемых знаний, навыков и умений, обнаружить предметные, 6метапредметные и личностные достижения обучающихся, чтобы потом ориентировать их на социально значимые дела. Наиболее востребованными формами внеурочной деятельности, в которых применяется культурно-творческая стратегия, являются литературные и творческие вечера, школьные балы, экскурсии, посещение театров и музеев, организация выставок, проведение праздников и благотворительных акций. В них инициатива и ведущая роль принадлежит самим обучающимся, педагоги выступают как координаторы, а все вместе, участвуя в событии, стремятся к достижению единого общеполезного и социально значимого результата.

Педагогически целесообразным представляется организация событий, актуализирующих эмоционально- и экзистенциально-ценностные переживания. Важно, чтобы событие организовывали сами обучающиеся, привлекая к участию сверстников, младших и старших товарищей. В связи с этим такое направление, как развитие ученического самоуправления и воспитание психологической культуры обучающихся приобретает особую значимость, становясь основополагающим фактором формирования воспитательной системы образовательной организации. Актуальность сегодня приобретает применение ва р и а т и вн о -м о д уль н о го ф о р м а т а п р о ект н о й д еят ельн о ст и (в том числе организуемой совместно - общеобразовательными организациями и учреждениями дополнительного образования), который позволяет педагогам предлагать обучающимся разные модули в качестве основы для выполнения проектных задач. Наиболее перспективными представляются творческие, социальные, информационные, исследовательские п р о ект ы , обеспечивающие:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- создание открытого творческого пространства для самореализации и саморазвития обучающихся, их профориентации;

успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организацию системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей; создание целостной воспитательной системы образовательной организации (преемственность между программой воспитания, развития и социализации обучающихся, планом их внеурочной деятельности, планом воспитательной работы учреждения дополнительного образования и дополнительной программой летнего оздоровления и отдыха обучающихся).

План мероприятий по реализации Программы воспитания, развития и социализации обучающихся общеобразовательной организации и план воспитательной работы учреждения дополнительного образования рекомендуем разрабатывать на основе Примерного календаря образовательных событий, приуроченных к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Донецкой Народной Республики на 2019-2020 учебный год.

Обращаем внимание, что ка лен д а р н ы й п р и н ц и п планирования воспитательной работы и п р и н ц и п п ла н и р о ва н и я по н а п р а влен и я м не противоречат, а напротив, дополняют друг друга, поскольку Примерная 7 программа воспитания, развития и социализации обучающихся предполагает интеграцию различных направлений воспитательной работы в рамках трёх макросфер: «Я патриот и гражданин, «Здоровым быть - здорово!», «Труд, творчество и интеллект». Все макросферы и направления воспитания, развития и социализации в равной степени важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Перечень примерных мероприятий по реализации каждой макросферы (в общеобразовательных организациях) и групповых и массовых воспитательных мероприятий, приуроченных к образовательным событиям в учреждении дополнительного образования, может корректироваться в соответствии с со ц и а льн ы м за ка зо м на воспитательную работу (со стороны государства, общества, обучающихся и их родителей, а также педагогического коллектива образовательных организаций).

Формы плана-сетки мероприятий по реализации Программы воспитания, развития и социализации обучающихся, плана внеурочной деятельности общеобразовательной организации, плана воспитательной работы учреждения дополнительного образования образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно (или по согласованию с городской / районной методической службой). Что касается плана-сетки внеурочной деятельности, рекомендуем составлять её только для обязательных внеурочных учебных занятий и внеурочных учебных занятий в части, формируемой участниками образовательных отношений. Особенности организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях по прочим её видам отражаются в иных стратегических документах, выносимых в Программу воспитания, развития и социализации обучающихся.

Просмотров: 784 | Добавил: ДТ_Юность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: