Учебный план на 2018-1019 учебный год
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая основа.
Учебный план составлен в соответствии с:
- Конституцией Донецкой Народной Республики;
- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
- Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»;
- Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса (ГСанМиН 5.5.2.008-01);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей», утвержденного приказом МОН ДНР от 26.07.2016 г. № 793;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
- «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики», утвержденным приказом МОН ДНР от 19.01.2015 г. № 8;
- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на период 2018-2020гг утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 № 832;
- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.07.2018 № 670 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики»;
- Приказом отдела образования от 27.07.2018 № 292 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в муниципальных образовательных организациях города Тореза»;
- Уставом учреждения;
Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов Дворца.
Образовательные программы, указанные в учебном плане, апробированы и утверждены педагогическим советом Дворца.
2. Общая характеристика учебного плана.
2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач Дворца:
- организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности;
- обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;
- обеспечение непрерывности, цикличности условий образовательного процесса;
- повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
- развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и подростков, адаптация детей к жизни в обществе;
- организация образовательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности Дворца;
- обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся.
Общая структура учебного плана
Направление |
Количество групп или кружков |
Количество воспитанников |
Количество часов |
Количество ставок |
Художественно-эстетическое |
60 |
904 |
316 |
17,6 |
Туристско – краеведческое |
9 |
135 |
50 |
2,8 |
Гуманитарное |
8 |
125 |
37 |
2,1 |
ИТОГО: |
77 |
1164 |
403 |
22,4 |
2.2. Целевая направленность
В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для предотвращения перегрузки и перенапряжения воспитанников, а также обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости.
2.3. Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса.
В учебный план включены образовательные программы, в содержании которых отражены:
- ведущие идеи, цель и средства их достижения;
- планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
- педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;
- организация образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
- материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.
- Описание образовательных дополнительных программ.
В учебном плане указываются образовательные программы различных направленностей: художественно-эстетической, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
4. Режим образовательного процесса
Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 31 мая следующего года. С 1 по 14 сентября проводится набор и комплектование детских объединений по интересам первого года обучения, доукомплектование групп второго и следующих годов обучения. С 15 сентября начинаются занятия только в детских объединениях по интересам первого года обучения.
Дворец организовывает работу в каникулярное время. Во время летних каникул учебно-воспитательный процесс осуществляется по отдельному плану и предусматривает работу детских объединений непосредственно во Дворце, а также в форме профильных лагерей или площадок досуга детей разной направленности в разных организационных формах: собрания, экскурсии, концерты, фестивали, конкурсы, занятия и т.д.
4.1 Формы образовательного процесса
Дворец решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и т.д.
Основными формами образовательного процесса являются:
- теоретические и практические занятия;
- групповые и индивидуальные занятия.
Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется педагогами в соответствии с утвержденными образовательными программами.
4.2. Продолжительность обучения во Дворце.
Продолжительность обучения, указанная в образовательной программе, обусловливается спецификой деятельности кружка или творческого объединения.
Продолжительность обучения во Дворце составляет от 1 до 12 лет и включает в себя следующие этапы:
- начальный этап подготовки (1 год обучения) принимаются желающие дети и подростки, не имеющие противопоказания о возможности заниматься в детском объединении;
- средний этап подготовки (2 - 6 год обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшую необходимую подготовку в группах начального этапа подготовки, а также прошедшее входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 2-3 года обучения; (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля и т.п.);
- этап совершенствования (от 3 лет обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшие образовательные программы среднего этапа подготовки, а также прошедшие входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 3-5 года обучения, (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля)
4.3. Численный и возрастной состав учебных групп.
Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности и специфики:
- в группах начального этапа (1 год обучения) - 15-20 человек; (ведь есть те, кто отсеются, а для хореографических минимум 20)
- в группах среднего этапа (2-3 года обучения) - 12-15 человек;
- в группах этапа совершенствования (от 3 лет обучения) - 10-12 человек;
- в группах с индивидуальной формой обучения - 1-5 человек.
Учебные группы распределяются по возрасту следующим образом:
- дошкольный – 4 - 6 лет
- младший школьный - 7 - 9 лет
- средний школьный - 10-12 лет
- старший школьный - 13 -21 год
Учебная нагрузка обучающихся обусловлена спецификой образовательной программы и предусматривает:
- первый год обучения – от 4 до 6 академических часов в неделю;
- второго года обучения и последующих – от 4 до 8 академических часов в неделю.
Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не должна превышать 12 академических часов.
Рекомендованная учебная нагрузка обучающихся по возрасту:
- дошкольный – 1- 2 часа в неделю – групповые
- младший– 4 часа в неделю – групповые;
- средний школьный – 4-6 часов в неделю – групповые;
- старший школьный – 6-9 часов в неделю – групповые; 1-2 часа индивидуальные.
Длительность занятий для дошкольного возраста должна быть определена образовательными программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для детей и составляет:
- от 4 до 5 лет – 25 минут;
- от 5 до 6 лет – 30 минут;
- от 7 и дальше – 45 минут
5. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.
Освоение образовательных программ предусматривает проведение промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся.
Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, экзаменов, собеседований и т.п.
Система оценок определяется следующими критериями:
- уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду деятельности;
- динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных, Всероссийских и Международных мероприятиях.
Итоговой аттестацией является сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых выдается документ (свидетельство), подтверждающий освоение образовательной программы дополнительного образования детей, заверенный печатью.
6. Перспективы работы по реализации учебного плана.
- Продолжить совершенствование составительских образовательных программ.
- Поддерживать единство образовательных программ основного и дополнительного образования.
- В процессе реализации содержания образования по учебному плану продолжить разработку новых педагогических технологий.
В рабочей сетке учебного плана указываются (прилагается):
- направленность;
- Ф.И.О. педагога и должность;
- название объединения;
- количество групп;
- планируемое количество детей в группе;
- количество часов на одну учебную группу в неделю;
- общее количество часов и учебных групп.
Рабочую сетку учебного плана можно посмотреть, перейдя по ссылке https://drive.google.com/file/d/1C6o8lZemNwg09OFyLJ1g0Rivfm-sW40r/view?usp=sharing