Уроки храбрости
Пояснительная записка
Последнее время педагоги и психологи отмечают увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Связано ли это со сложившейся военной обстановкой в Республике сказать однозначно трудно. Но тот факт, что именно дети, в силу своих возрастных особенностей, оказываются особенно восприимчивыми к таким негативным воздействия, является неоспоримым. Поэтому вопрос терапевтической помощи тем, кто не способен к самостоятельному преодолению психологических трудностей является крайне актуальным. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение или удивление. И детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка и требует уже коррекционного вмешательства взрослого. Данная программа направлена на работу с основными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.
В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью сегодня, он сможет сделать завтра самостоятельно. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.
Данная программа может служить как отдельной коррекционной помощью, так и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.
Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- снизить уровень тревожности;
- нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;
- повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов.
Предполагается проведение двух контрольных точек (на начало курса занятий и после курса занятий) в форме диагностического обследования.
Программа рассчитана на 10 занятий. Работа ведётся в группах по 5-8 детей, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – до 35 минут. Отбор детей производится на основе диагностического обследования.
Структура занятия:
- ритуал приветствия;
- основная часть;
- ритуал прощания.
Методы и техники, используемые в программе:
- элементы игротерапии;
- элементы арт-терапии;
- элементы сказкотерапии;
- элементы телесной терапии;
- беседа;
- наблюдение;
- диагностика.
Этапы реализации коррекционных занятий:
1 этап – Информационный
Проводится диагностическое обследование. По результатам диагностики детей проводятся диагностические и просветительские беседы с родителями детей.
2 этап – Коррекционный
Проводится в группах.
Ориентирами стали следующие методы работы и упражнения, которые оправдали себя в работе со страхами.
1. рисуем страхи.
Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.
2. чтение сказок, сочинение историй.
Как в рисовании страхов по контрасту, где ребенок изображает себя небоящимся, так и здесь страхи преодолеваются посредством заранее продуманного терапевтически ориентированного сюжета. В рассказах выявляются причины и время появления страхов, кто и как может помочь избавиться от страхов.
3. игры.
Игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде.
4. эмоциональные качели.
Переход из одного состояния в другое (противоположное), переменный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. Ребенок испытывает “прочность” своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.
5. мышечная релаксация.
6. дыхательные упражнения.
3 этап – Итоговый
Проводится контрольное диагностическое обследование и сравнивается с первичным.
Тематическое планирование занятий с детьми
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов (астрономический) |
1 |
Вводное занятие/диагностика |
0,5 |
2 |
Здравствуйте, это я! |
0,5 |
3 |
Моё имя |
0,5 |
4 |
Горячие ладошки |
0,5 |
5 |
Настроение |
0,5 |
6 |
Настроение (продолжение) |
0,5 |
7 |
Как прекрасен этот мир |
0,5 |
8 |
Наши страхи |
0,5 |
9 |
Сказочники |
0,5 |
10 |
Волшебный лес |
0,5 |
Тематическое планирование (родители)
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов (астрономический) |
1 |
Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» |
1 |
2 |
Родительское собрание: «Стили родительского воспитания» с презентацией |
1 |
3 |
Памятка для родителей «Способы коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста». |
1 |
|
Итого: |
3 |
Конспекты занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
Вводное/диагностика страхов и уровня тревожности у детей.
ЗАНЯТИЕ 2.
"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Ритуал приветствия.
Упражнение "Доброе утро…"
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть .
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Основная часть:
Упражнения "Что я люблю?" и «Расскажи о себе».
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д., рассказывает о себе.
Упражнение "Качели"
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение "Угадай по голосу"
Один из игроков выходит за двери и смеётся, остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение "Лягушки на болоте"
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение "На лесной полянке". Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки
Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
Упражнение "Художники – натуралисты"
Дети рисуют совместный рисунок по теме "Мой портрет".
Ритуал прощания.