Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 04.04.2016 г. № 310
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Общие положения
Сфера дополнительного образования создает особые возможности для
развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его
содержания в соответствии с задачами перспективного развития Республики.
Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой
для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.
При этом эффективное использование потенциала дополнительного
образования предполагает выстраивание государством ответственной политики
в этой сфере, принятие современных решений как в области содержания и
технологий, так и в части управленческих и экономических моделей.
Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние
совпадает по времени с процессом осмысления дополнительного образования
не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как важной
составляющей педагогики развития. Этим учреждениям присущи новые
характеристики:
 расширение функций: из категории досуговых они перешли в разряд
профильных стартовых площадок, обеспечивающих возможность
получения допрофессионального и начального профессионального
образования;
 приоритет гуманистической, активнодеятельностной направленности
образования,
 оснащенность образовательного процесса современными
программами, помогающими детям овладеть функциональной
грамотностью;
 системно-деятельностный характер образовательного процесса;
 открытость, вариативность, мобильность, адаптивность системы
дополнительного образования;
 реализация аксиологического, социокультурного подходов к
формированию содержания дополнительного образования;
 персонализация обучения через внедрение индивидуализированных
систем обучения, предоставление каждому ребенку свободного
2
выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения;
 обязательное включение научно-исследовательской, творческо-
поисковой, проектной деятельности в процесс обучения и т.д.
Дополнительное образование содействует воспитанию «культурной
одаренности», стимулирует к творчеству. В сфере дополнительного
образования на основе общности интересов ребенка и взрослого интенсивнее и
целенаправленнее идет процесс формирования гуманистических ценностных
ориентаций.
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и науки, обновление законодательной базы
образования Донецкой Народной Республики требуют определения мер по
развитию дополнительного образования детей, включающего в себя
формальное, неформальное, информальное образование.
Согласно статье 72 Закона Донецкой Народной Республики «Об
образовании» дополнительное образование детей направлено на
«формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность
взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в системе
образования Донецкой Народной Республики в решении социально значимых
проблем. Концепция направлена на реализацию государственной политики в
сфере дополнительного образования детей, призвана привлечь внимание
органов государственной власти, общественности к проблемам
дополнительного образования детей. Концепцией определяются цели, задачи,
принципы, направления, пути и механизмы развития системы дополнительного
образования детей в Донецкой Народной Республике.
Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет
способствовать развитию системы дополнительного образования детей в
соответствии с приоритетами государственной образовательной политики.
2. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
в Донецкой Народной Республике
Возможность получения дополнительного образования обеспечивается
159 государственными и муниципальными организациями дополнительного
образования для детей различной ведомственной принадлежности (79
учреждений в системе образования, 48 – в системе культуры, 32 – в системе
физической культуры и спорта).
3
Происходит увеличение контингента обучающихся сферы
дополнительного образования. Удельный вес численности детей, получающих
услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 4-
18 лет в 2014 году составил 66,47 % (59023 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет).
За 2015 год этот показатель вырос на 2,1 % и составляет 68,5 % (59589 детей в
возрасте от 4 до 18 лет).
Дополнительное образование детей в Донецкой Народной Республике
характеризуется ориентированностью на различные группы детей в реализации
образовательных, воспитательных, социализирующих функций. Активно
реализуются программы содействия развитию одаренности, адаптации и
социализации детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей группы риска. В большей степени услугами
учреждений дополнительного образования детей пользуются обучающееся в
возрасте от 10 до 14 лет (34,75% от общего количества детей, занимающихся в
учреждениях дополнительного образования детей), что является значимым
фактором обеспечения занятости подростков и сокращает пространство для
девиаций.
Большинство многопрофильных учреждений дополнительного
образования детей в силу выполнения образовательных, социальных,
адаптирующих и других функций являются социально-культурными и
организационно-методическими центрами на территориях муниципальных
образований. На базе семи Республиканских учреждений дополнительного
образования детей действуют ресурсно-методические центры, осуществляющие
разработку, внедрение и сопровождение реализации успешных моделей
дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
Деятельность государственных и муниципальных учреждений
дополнительного образования детей ориентирована на интеграцию и сетевое
взаимодействие с организациями дошкольного, общего, профессионального
образования. Имеется опыт взаимодействия учреждений различных ведомств в
реализации образовательных программ. Так, в 70% общеобразовательных
организаций Республики реализуются интегрированные дополнительные
образовательные программы совместно с учреждениями дополнительного
образования детей, учреждениями культуры и спорта.
Развивается неформальное образование (нерегламентированное,
организуемое за пределами установленной формальной системы образования) и
информальное образование (осуществляемое за пределами стандартной
образовательной среды), что ведет к расширению образовательного
пространства Донецкой Народной Республики и предоставляет новые
возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий
детей. Повышению доступности дополнительного образования способствует
развитие форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, в том числе с
применением дистанционных технологий. Так, в Донецкой Республиканской
Малой Академии Наук в 2014- 2015 гг. из 800 обучающихся 170 человек
обучались заочно, 300 человек – дистанционно.
4
Учреждения дополнительного образования детей осуществляют
круглогодичную деятельность, организуя содержательный досуг детей, в том
числе и в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; ежегодное
проведение более тысячи социально ориентированных мероприятий является
важным воспитательным ресурсом.
В системе дополнительного образования Донецкой Народной Республики
дети осваивают опыт гражданского поведения, сохранения культурно-
исторического наследия, знакомятся с основами демократической культуры.
Образовательное пространство Донецкой Народной Республики включает
большое количество успешных практик, связанных с развитием гражданского
сознания человека, патриотических чувств и понимания общественного долга:
Республиканский Совет старшеклассников, органы ученического
самоуправления в городах и районах насчитывают 12 тысяч детей в возрасте от
9 до 16 лет, 590 детских общественных организаций, 260 поисковых отрядов,
139 разнопрофильных музеев системы образования.
Особую роль в дополнительном образовании детей играют
экологические, технические, краеведческие объединения, коллективы
народного художественного творчества. В системе образования Донецкой
Народной Республики действуют 102 творческих коллектива, 55 из которых
носят почетное звание «Народный художественный коллектив», 47 –
«Образцовый художественный коллектив»; в сфере культуры – 5 коллективов
со званием «Образцовый аматорский коллектив».
Таким образом, система дополнительного образования Донецкой
Народной Республики играет большую роль в решении социально значимых
проблем в развитии и воспитании детей, предоставляет большие возможности
для развития интеллектуального и творческого потенциала общества, что
является важным фактором социально-экономического развития нашего
молодого государства, сохранения и развития культурных традиций, создания и
продвижения позитивного имиджа Донецкой Народной Республики.
Наряду с этим, сегодня отмечается ряд проблем в сфере обеспечения
доступности дополнительного образования, обновления его содержания,
усовершенствования качества предоставляемых услуг и ресурсной базы
организаций. К числу данных проблем относятся:
 отсутствие документов, определяющих стратегию развития
дополнительного образования детей как единой межведомственной
республиканской системы;
 слабая эффективность действующих финансово-экономических
механизмов регулирования дополнительного образования детей;
 эпизодическое использование механизмов общественной оценки
качества образования и эффективности расходования средств
бюджетов всех уровней;
 ограниченность возможностей использования потенциала
негосударственного сектора и государственно-частного партнерства
5
для расширения объема и спектра услуг дополнительного
образования, модернизации инфраструктуры;
 несоответствие инфраструктуры дополнительного образования детей
современным требованиям к использованию оборудования, учебных
пособий, компьютерной техники, к обеспечению качественной
Интернет-связью, к осуществлению инклюзивного образования;
 продолжающийся отток квалифицированных кадров, недостаточность
обновления кадрового состава дополнительного образования, в том
числе за счет привлечения молодых специалистов;
 недостаточная проработанность механизмов межведомственного
учета детей, охваченных дополнительным образованием;
 разобщенность практик интеграции дошкольного, общего,
профессионального образования и дополнительного образования
детей, реализации сетевых форм организации образовательной
деятельности с учетом различной ведомственной принадлежности.
Переход системы дополнительного образования детей в новое
качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений,
консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе
межведомственного взаимодействия, компетентностного подхода к решению
проблем дополнительного образования детей в условиях единой
республиканской системы, включающей сферы образования, культуры, спорта.
Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного образования
детей, определить его роль и место в системе образования и социально-
экономическом развитии республики, сосредоточить усилия на сохранении,
обучении и развитии человеческих ресурсов Донецкой Народной Республики.
3. Цели, задачи и принципы развития дополнительного
образования детей в Донецкой Народной Республике
Стратегическая цель развития системы дополнительного
образования – создание условий для модернизации и устойчивого развития
сферы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике,
обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и
разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и
реализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и
компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи:
 формирование эффективной межведомственной системы управления
развитием дополнительного образования детей в Донецкой Народной
Республике;
 развитие системы управления качеством дополнительного
образования детей;
 совершенствование финансово-экономических механизмов развития
дополнительного образования;
6
 расширение потенциала системы дополнительного образования детей,
обновление содержания дополнительного образования в соответствии
с задачами развития государства, интересами детей и потребностями
семей;
 обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
 создание условий для развития молодых талантов, детей с высокой
мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными
возможностями здоровья;
 развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования
детей;
 модернизация инфраструктуры учреждений дополнительного
образования детей в соответствии с требованиями инновационной
экономики.
Принципы государственной политики в развитии дополнительного
образования детей в Донецкой Народной Республике
Развитие дополнительного образования должно предусматривать
реализацию следующих базовых организационных принципов:
 принцип доступности дополнительного образования для каждого
ребенка;
 принцип социальной гарантии на качественное и безопасное
дополнительное образование детей;
 принцип реализации права на развитие личностного и
профессионального самоопределения детей в различных видах
конструктивной и личностнообразующей деятельности;
 принцип социальной адаптивности к изменяющимся условиям и
неопределенности;
 принцип преемственности и непрерывности образования,
предполагающий ориентацию системы дополнительного образования
детей на различные возрастные категории обучающихся, повышенный
уровень и широту образовательной подготовки на каждом этапе
развития ребенка;
 принцип вариативности моделей управления дополнительным
образованием детей при обеспечении информационной прозрачности,
предоставления доступа к полной и объективной информации о
содержании деятельности, качестве услуг и работ;
 принцип открытости, государственно-общественного характера
управления, опоры на механизмы общественной экспертизы и
контроля, саморегулирования;
 принцип координации образовательной политики с учетом
региональных социокультурных особенностей и традиций
дополнительного образования детей;
7
 принцип развития сферы дополнительного образования детей как
инвестиционно привлекательной и инновационной, использующей
многоканальное финансирование, прозрачность распределения
бюджетных средств и эффективность их использования;
 партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского
общества, семей; межведомственная и межуровневая интеграция,
сетевое взаимодействие, использование культурных, исторических
ресурсов республики.
В отдельную группу следует выделить принципы, касающиеся
специфики формирования программ дополнительного образования:
 принцип свободы выбора программ, режима их освоения;
 принцип вариативности, гибкости и мобильности программ;
 принцип деятельностного, продуктивного характера программ;
 принцип открытого и сетевого характера, модульного устройства
программ, возможности взаимозачета результатов;
 принцип личностнообразующего и метапредметного характера
программ;
 принцип поддержки программ, ориентированных на группы детей,
требующих особого внимания государства и общества (одаренные и
мотивированные дети, дети из группы социального риска, дети с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с
низким социально-экономическим статусом).
4. Основные направления реализации Концепции
Формирование эффективной межведомственной системы
управления развитием дополнительного образования детей
в Донецкой Народной Республике
– формирование межведомственного координационного совета по
развитию системы дополнительного образования детей в Донецкой Народной
Республике;
– разработка программы сетевого, межведомственного взаимодействия
(совместной деятельности образовательных организаций с использованием
ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных,
общественных детско-взрослых сообществ);
– создание республиканской системы информационной поддержки
развития дополнительного образования детей;
– создание инновационных площадок на базе организаций
дополнительного образования детей, отвечающих современным требованиям
сферы;
– разработка и внедрение успешных моделей использования ресурсов
негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного
образования детей.
8
Развитие системы управления качеством дополнительного
образования детей
– внедрение эффективных форм участия общественности в управлении
организациями, осуществляющими дополнительное образование детей
(наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы);
– разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария
оценки качества дополнительного образования детей в Донецкой Народной
Республике, включающих инструменты общественной экспертизы,
межведомственной комплексной оценки эффективности работы организаций,
оказывающих дополнительные образовательные услуги;
– формирование системы сбора и анализа информации об
индивидуальных образовательных достижениях детей («портфолио»), о
результатах деятельности организаций дополнительного образования детей;
– развитие прозрачной, открытой системы информирования граждан об
образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность,
своевременное обновление и достоверность информации;
– проведение информационных кампаний, направленных на
популяризацию сферы дополнительного образования детей в Республике,
создание республиканского и муниципальных порталов (сайтов) с системами
региональных интерактивных навигаторов;
– развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере
дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
Совершенствование финансово-экономических механизмов развития
дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
– разработка и внедрение вариативных моделей финансирования
дополнительного образования детей;
– разработка и апробация механизма финансовой поддержки права детей
на участие в программах дополнительного образования, независимо от места
проживания, социально-экономического положения семей;
– внедрение механизмов статистического учета детей в системе
дополнительного образования, обеспечивающих рациональное бюджетное
планирование;
– приведение среднемесячной заработной платы педагогов
государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования
детей к среднемесячной заработной плате по экономике в Республике;
– формирование государственных механизмов стимулирования
благотворительности физических и юридических лиц;
– оснащение организаций учебным оборудованием, инвентарем,
пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной Интернет-связью.
9
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных
программ, ориентированных на рост качества и доступности
дополнительного образования детей
– создание системы ресурсной и нормативной поддержки обновления
содержания дополнительных общеобразовательных программ, их
методического сопровождения;
– внедрение инструментов стимулирования создания инновационных
программ дополнительного образования детей, выявления и распространения
лучших практик (гранты, конкурсы, выставки педагогических достижений,
республиканский банк данных лучших дополнительных общеобразовательных
программ);
– введение нормативных и методических механизмов, закрепляющих
включение обучающихся учреждений дополнительного образования детей в
реальную практику на производствах (промышленных и
сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной
индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм;
– разработка и внедрение дополнительных образовательных программ,
направленных на раннее профессиональное самоопределение ребенка,
приобщение его к посильной социально-значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии; разработка и внедрение в практику
дополнительных предпрофессиональных программ;
– увеличение возможностей для занятий физической культурой,
развивающего отдыха и оздоровления детей, поддержка различных форм
физической культуры, в том числе спорта, массовых состязаний и
соревнований, детского туризма;
– реализация программы модернизации и развития инфраструктуры
продуктивного досуга и образования детей в каникулярный период, в том числе
с использованием малозатратных форм работы (площадка временного
пребывания, временные детские объединения, клубы и центры для детей по
месту жительства, и др.);
– создание республиканской многоуровневой и вариативной системы
массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям
образовательной деятельности, культуры и спорта;
– развитие механизмов реализации дошкольного образования,
начального, основного и среднего (полного) общего образования средствами
дополнительного образования детей, осуществление синхронизации
общеобразовательных программ дополнительного образования детей с
существующими требованиями;
– поддержка активного участия родителей в реализации программ сферы
дополнительного образования детей.
Развитие неформального и информального образования
– расширение возможностей использования потенциала организаций
культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов,
10
филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании
детей;
– стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации
(средства массовой информации, телевидение, сеть Интернет и др.) в
расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач,
цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения,
направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и
подростков;
– развитие программ отрытого образования, создание в сети Интернет
специализированных порталов (платформ), включающих образовательные
сервисы различного вида; создание сервисов открытого образования в сети
Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере дополнительного образования
детей;
– поддержка родительских и семейных клубов, сообществ и
объединений, содействующих укреплению семьи, возрождению и
популяризации традиционных семейных и нравственных ценностей, традиций
отечественной семейной педагогики;
– расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного
образовательного туризма в каникулярное время;
– реализация проектов по использованию позитивного потенциала
детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и
сообществ (историческая реконструкция, современные виды занятий
физической культурой и спортом).
Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой
мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными возможностями
здоровья
– реализация мероприятий по выявлению и развитию молодых талантов
в Донецкой Народной Республике;
– расширение доступа к дополнительным образовательным услугам
детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие моделей
инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в
организациях дополнительного образования;
– разработка и внедрение системы выявления и учета достижений детей
в дополнительном образовании, механизмов учета достижений детей при
поступлении в организации среднего профессионального образования и
организации высшего профессионального образования.
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного
образования детей
– развитие механизмов эффективного контракта с педагогическими
работниками и руководителями организаций дополнительного образования
детей;
11
– усовершенствование системы непрерывного профессионального
развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей в
соответствии с современными требованиями;
– создание условий для привлечения в сферу дополнительного
образования детей молодых специалистов, их профессионального и
творческого развития (обеспечение социально-экономической поддержки
молодых специалистов, развитие форм дополнительного профессионального
сопровождения и наставничества);
– осуществление подготовки педагогических работников
государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования
детей, направленной на обновление состава и компетенций педагогических
кадров, в том числе с использованием сети стажировочных площадок,
создающих и распространяющих современные модели дополнительного
образования детей, имеющих успешный опыт реализации приоритетных
направлений дополнительных образовательных программ;
– внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного
образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности
и средства самооценки личности педагога;
– внедрение механизмов адресной поддержки педагогов
дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
– поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ
(ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей;
– поддержка статуса и профессионального роста педагога
дополнительного образования путем ежегодного проведения конкурса лучших
педагогов дополнительного образования Донецкой Народной Республики,
широкого освещения в СМИ хода и результатов конкурса;
– приведение среднемесячной заработной платы педагогов
государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования
детей к среднемесячной заработной плате по экономике субъекта Донецкой
Народной Республики;
– привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования
детей волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества,
родительской общественности.
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей
– обеспечение организаций дополнительного образования детей
современным учебным оборудованием, пособиями, компьютерной техникой и
высокоскоростной Интернет-связью;
– разработка мер по интенсификации использования площадей
организаций, находящихся во введении муниципальных органов местного
самоуправления, для организации дополнительного образования и досуга
детей;
12
– строительство новых и модернизации существующих спортивных и
культурных объектов на территории Донецкой Народной Республики,
адаптации спортивных учреждений для занятий инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
– модернизация и развитие инфраструктуры учреждений культуры
(музеев, библиотек и выставочных залов) для реализации интерактивных
образовательных программ для детей и подростков;
– участие в республиканских программах, грантах, предусматривающих
обновление материально-технической базы организаций дополнительного
образования детей;
– воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных
проблем муниципального и республиканского уровней, включение детей в
социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых,
подростковых) по месту жительства;
– формирование социокультурной инфраструктуры детства,
содействующей успешной социализации детей, интегрирующей
воспитательные возможности музеев, театров, библиотек, культурных,
спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических центров.
5. Ожидаемые результаты, социально-экономические эффекты и
показатели реализации Концепции развития дополнительного
образования детей в Донецкой Народной Республике
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
– увеличение охвата детей услугами дополнительного образования в
Донецкой Народной Республике;
– повышение удовлетворенности населения качеством услуг
дополнительного образования детей;
– расширение сферы услуг дополнительного образования детей за счет
вовлечения негосударственного сектора, потенциалов неформального и
информального образования;
– расширение перечня образовательных программ в сфере
дополнительного образования детей, направленных на социализацию,
профессиональною ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;
– повышение статуса педагогического работника дополнительного
образования детей;
– повышение уровня оплаты труда работников системы дополнительного
образования детей;
– приведение в соответствие материально-технической базы учреждений
дополнительного образования детей современным требованиям к реализации
программ, содержанию и оборудованию помещений;
– совершенствование законодательной базы, регулирующей сферу
дополнительного образования детей;
13
– создание эффективных финансово-экономических механизмов
регулирования дополнительного образования детей, механизмов контроля и
оценки качества дополнительного образования детей.
Социально-экономические эффекты реализации Концепции:
– формирование будущей элиты Республики (научной, культурной,
спортивной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей;
– формирование мотивации детей к участию в реализации современных
программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям
(исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.)
и получению дальнейшего профильного профессионального образования;
– повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-
экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;
– развитие внутрисемейных и общественных связей, воспроизводство
традиций и норм общественной жизни;
– сокращение преступности среди несовершеннолетних;
– снижение масштабов распространения в подростковой среде курения,
алкоголизма и наркомании;
– появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ,
ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального
продукта посредством дополнительного образования детей;
– укрепление активной жизненной позиции, формирование
гражданственности и патриотизма подрастающего поколения;
– появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные
интеллектуальные и культурные формы досуга.
Показатели эффективности реализации Концепции:
– охват детей в возрасте 4-18 лет программами дополнительного
образования детей (удельный вес численности детей, получающих услуги
дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 4-
18 лет);
– удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 4-18 лет,
получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности
детей с ОВЗ;
– удельный вес численности руководителей государственных
(муниципальных) организаций дополнительного образования детей,
прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей
организаций дополнительного образования детей;
– удельный вес численности педагогов государственных
(муниципальных) организаций дополнительного образования детей,
прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов
организаций дополнительного образования детей;
14
– отношение среднемесячной заработной платы педагогов
государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования
детей к средней заработной плате по региону;
– охват детей в возрасте 4-18 лет современными программами
каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей,
участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей
численности детей в возрасте 4-18 лет);
– количество организаций культуры (музеи, выставочные и концертные
залы), реализующих образовательные программы для детей;
– количество детских школ искусств по видам искусств,
обеспечивающих материально-технические условия реализации
предпрофессиональных программ в области искусств;
– объем средств, привлеченных на формирование современной
инфраструктуры дополнительного образования детей в рамках государственно-
частного партнерства;
– наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях
дополнительного образования детей и нормативно закреплённая возможность
использовать эту аттестацию при формировании портфолио.
6. Понятия и определения
– образование – единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в
интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов;
– дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания
и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления
образовательно-информационной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, общества, государства;
– неформальное образование – любой вид организованной и
систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью
школ, колл