Главная » 2019 » Сентябрь » 5 » Методические рекомендации по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования
22:41
Методические рекомендации по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования

Учебный план учреждения дополнительного образования - это документ, определяющий перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по этапам подготовки различных видов учебной деятельности обучающихся.

Учебный план учреждения дополнительного образования рассматривается на заседании методического совета, согласовывается с соответствующим органом и утверждается приказом руководителя учреждения дополнительного образования. Документ обязательно прошивается, пронумеровывается, подписывается руководителем; подпись руководителя заверяется печатью.

В пояснительную записку к учебному плану учреждения дополнительного образования рекомендуем включить следующие разделы.

1. Нормативная правовая основа формирования учебного плана.

В данном разделе указывается, что учебный план составлен в соответствии с:

- Конвенцией о правах ребёнка;

- Конституцией Донецкой Народной Республики;

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 с изменениями);

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 № 310;

- Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 № 832; - Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 № 94;

- Концепцией формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 г. № 815;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»; 

- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 № 793 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»

Перечень нормативных правовых документов, на которые опирается учебный план учреждения дополнительного образования, подлежит коррекции по мере обновления нормативной правовой базы образовательного процесса в Донецкой Народной Республике. Кроме того, он может быть дополнен локальными документами, например:

- Программой развития учреждения дополнительного образования;

- Уставом учреждения;

- Договорами о сотрудничестве с образовательными и иными профильными организациями и другое.

Учебный план составляется на основе штатного расписания, тарификации, особенностей материально-технической базы учреждения и социального заказа родителей и обучающихся.

Качественный и количественный состав педагогического коллектива учреждения дополнительного образования определяет направленность и содержание образовательных программ дополнительного образования детей, реализуемых образовательной организацией. Образовательные программы, указанные в учебном плане, апробированы и утверждены педагогическим или методическим советом учреждения дополнительного образования.

2. Общая характеристика учебного плана.

В пояснительной записке учебного плана учреждения дополнительного образования отражаются сведения о типе учреждения дополнительного образования, количестве объединений, групп обучающихся, об индивидуальных особенностях организации учебного процесса в конкретном учреждении дополнительного образования.

2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса:

- организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности;

- обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;

- обеспечение непрерывности, цикличности условий образовательного процесса; - повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся;

- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

- развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств,  организация социализирующего досуга детей и подростков, адаптация детей к жизни в обществе;

- организация образовательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности учреждения;

- обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся и др.

Общая структура учебного плана должна отражать образовательные области в соответствии с направленностями образовательной деятельности.

 2.2. Целевая направленность

. В целом учебный план должен обеспечивать рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для предотвращения перегрузки и перенапряжения обучающихся, а также обеспечивать условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развитие личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости.

2.3. Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса.

В учебный план включаются образовательные программы, в содержании которых отражены:

- ведущие идеи, цель и средства их достижения; - планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;

- педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;

- организация образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

- материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.

3. Описание образовательных программ дополнительного образования детей.

В данном разделе учебного плана указываются образовательные программы дополнительного образования детей различных направленностей (туристско­  краеведческой, эколого-биологической, научно-технической, художественноэстетической, патриотической, социально-педагогической, физкультурноспортивной и другое). Даётся характеристика образовательных программ по степени авторства (авторские, экспериментальные, модифицированные), по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности (комплексные, интегрированные, модульные, сквозные).

4. Режим образовательного процесса

В данном разделе рекомендуется указать продолжительность учебного года и учебной недели согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. Учреждение организовывает работу в каникулярное время.

Во время летних каникул образовательный процесс может осуществляться по отдельному плану и предусматривает работу кружков, групп и других творческих объединений непосредственно в учреждении, а также в форме профильных лагерей (площадок досуга) разной направленности и организационных форм: собрания, экскурсии, концерты, фестивали, конкурсы, занятия и другое.

4.1. Формы организации образовательного процесса

Учреждение дополнительного образования решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию образовательных программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, лабораторные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и другое.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

- теоретические и практические занятия;

- групповые и индивидуальны занятия;

- дистанционное обучение. Количество часов на групповые и индивидуальные занятия, на дистанционное обучение определяется педагогами в соответствии с утвержденными образовательными программами дополнительного образования детей.

4.2. Продолжительность обучения в учреждении

Продолжительность обучения, указанная в образовательных программах, обуславливается спецификой деятельности кружка, студии или творческого объединения.

Продолжительность обучения в учреждении составляет от 1 до 10 лет и включает в себя следующие этапы:

- начальный этап подготовки (1 год обучения): принимаются желающие дети и подростки, не имеющие противопоказаний к занятиям в данном детском объединении;

- средний этап подготовки (2-6 год обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку в группах начального этапа подготовки, а также прошедшие входное тестирование, предусмотренное образовательной 5 программой 2-3 года обучения; также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля и другое;

- этап совершенствования (от 3 лет обучения): зачисляются обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего этапа подготовки, а также прошедшие входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 3­ 5 года обучения; также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля и другое.

4.3. Численный и возрастной состав учебных групп

Численный состав учебных групп определяется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности и её специфики:

- в группах начального этапа (1 год обучения) - 12-20 человек; (для хореографических - минимум 20);

- в группах среднего этапа подготовки и этапа совершенствования (со 2 года обучения) - не менее 10 человек;

- в группах с индивидуальной формой обучения - 1-5 человек.

Учебные группы распределяются по возрасту следующим образом:

- дошкольный - 4-6 лет;

- младший школьный - 7-9 лет;

- средний школьный - 10-12 лет;

- старший школьный - 13-18 лет.

Учебная нагрузка обучающихся обусловлена спецификой образовательной программы и предусматривает для:

- начального этапа подготовки - от 4 до 6 академических часов в неделю (исключение составляют группы обучающихся дошкольного возраста согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);

- среднего этапа подготовки и этапа совершенствования - от 4 до 8 академических часов в неделю (для комплексных программ - не более 12 часов в неделю, с учетом индивидуальных часов).

Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не должна превышать 12 академических часов. Рекомендованная учебная нагрузка обучающихся в соответствии с возрастными особенностями:

- дошкольный - 1-3 раза в неделю (1-4 занятия в день);

- младший - 4 часа в неделю - групповые; 1 час индивидуальный; - средний школьный - 4-6 часов в неделю - групповые;

1 -2 часа индивидуальные;

- старший школьный - 6-10 часов в неделю - групповые; 1-2 часа индивидуальные;

- индивидуальная работа с одаренными детьми - 1-4 часа в неделю.

 Длительность занятий определяется образовательными программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет для обучающихся:

- от 4 до 5 лет - 25 минут;

- от 5 до 6 лет - 30 минут; - от 6 до 7 лет - 35 минут;

- от 7 и дальше - 45 минут

5. Система оценок при аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.

Освоение образовательных программ предусматривает проведение промежуточной (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, экзаменов, собеседований и другое.

Система оценок определяется следующими критериями:

- уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду деятельности;

- динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных, всероссийских и международных мероприятиях.

Итоговая аттестация проводится в форме квалификационных экзаменов, по результатам которых выдается документ (свидетельство), подтверждающий освоение образовательной программы дополнительного образования детей, заверенный печатью.

6. В процессе реализации содержания образования по учебному плану учреждением дополнительного образования могут быть определены следующие тенденции совершенствования образовательного процесса:

- совершенствование образовательных программ разных типов.

- поддержание единства образовательных программ основного и дополнительного образования. - разработка новых педагогических технологий и другое.

В рабочей сетке учебного плана указываются (прилагается):

- направленность образовательных программ; - фамилия, имя, отчество педагога, должность;

- название объединения;

- количество групп;

- планируемое количество детей в группе;

- количество часов на одну учебную группу в неделю;

- общее количество часов и учебных групп.

Просмотров: 539 | Добавил: ДТ_Юность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: