Проект « ПАТРИОТ»
Актуальность проекта
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема патриотического воспитания и гражданского становления молодежи. Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность Донецкой Народной Республики. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско-патриотического воспитания на разных уровнях управления. Патриотизм в современном обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности. Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Критериями гражданско-патриотической воспитанности являются:
- сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории Донецкой Народной Республики;
- стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: республики, города, поселка;
- активная позиция в защите интересов своей Родины, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества;
- гражданско-патриотическое воспитание является особенно важным для воспитания подрастающего поколения и молодых граждан, так как
именно здесь закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала республики, стремления к ее укреплению.
Становление гражданского общества и правовой республики во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня гражданин республики должен получить большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и республики, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей республики;
- гордость за свое Отечество, за символы республики, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Большую роль выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
Разработка проекта обусловлена:
- неотложностью создания условий для формирования системы воспитания, подрастающего поколения и молодежи на основе важнейших социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма;
- необходимостью разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание системы гражданско-патриотического воспитания молодежи Донецкой Народной Республики для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи проекта:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию системы для эффективного патриотического воспитания молодежи;
- определение основных направлений гражданско-патриотического воспитания;
- создание условий для реализации каждым молодым человеком собственной гражданской позиции;
- формирование гражданской компетентности;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Родины, к традициям родного края;
- привлечение молодежи к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- обеспечение взаимосвязи патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения.
Целевые группы проекта
Учащаяся молодежь учреждений образования Донецкой Народной Республики.
Рабочий план реализации проекта
Проект «Патриот» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи учреждений образования и направлен на воспитание патриотизма и формирования гражданственности.
Данный проект состоит из трех этапов и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов воспитательного воздействия на детей и молодежь.
I этап – проектный
Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания.
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка, обсуждение и утверждение проекта по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи Донецкой Народной Республики.
- Анализ материально-технических условий реализации проекта.
- Подбор диагностических методик по основным направлениям проекта.
- Разработка плана по организации и проведению цикла мероприятий.
- Привлечение молодежи к участию в мероприятиях.
II этап – практический
Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «Патриот».
- Проведение спортивных эстафет, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
- Публикация материалов, посвященных празднованию 70-летия Великой Победы в СМИ.
- Подготовка экспозиций, посвященных Великим сражениям в Великой Отечественной войне.
- Подготовка и проведение конкурса на лучшую презентацию о памятных местах и датах посвященных ВОВ.
- Выставка книг, посвященных ВОВ в городских библиотеках, в библиотеках учреждений образования.
- Подготовка экспозиции «Память через годы» в музеях при общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
- Проведение месячника военно-патриотического воспитания.
- Организация работ по благоустройству территории мемориальных комплексов ВОВ.
- Благоустройство могил солдат освобождавших Донбасс от фашистских захватчиков.
- Цикл мероприятий к Международному дню памятников.
- Ученические исследования и научно-практические конференции:
«Дончане в годы ВОВ 1941-1945 гг.»
- Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях приуроченных празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
- Участие в районном, городском, республиканском конкурсе военно-патриотической и туристской песни.
- Участие в районном, городском, республиканском конкурсе строя и песни.
- Конкурс рисунков «Наследники победы».
- Конкурсы сочинений, стихов, фотографий, макетов и моделей «Победе посвящается…!».
- Проведение праздничных концертов «Салют! Победа!».
- Проведение встречи ветеранов и учащейся молодежи «Фронтовики, наденьте ордена!».
- Встреча с ветеранами «От всей души», совместная работа с районными, городскими и республиканскими советами ветеранов.
- Шефская помощь участникам ВОВ, детям войны, ветеранам труда, семьям погибших во время боевых действий.
- Выезд к ветеранам в рамках акции «Копилка добрых дел».
- Проведение акций «Ветеран», «Аллея памяти», «Память».
- Участие в спортивных соревнованиях и военно-патриотических играх.
- Туризм и туристические слеты.
- Организация походов по местам боевой славы.
- Проведение «Зарницы».
- Спортивные эстафеты ко Дню защитников Отечества.
- Поиск свидетелей исторических событий прошлых лет.
- Поиск участников ВОВ, ветеранов тыла, участников военных событий в Афганистане и Чечне. Презентация работ поисковых отрядов.
- Встреча с участниками военных действий в Афганистане (к выводу советских войск из Афганистана), просмотр тематических фильмов и пресс-конференции.
- Исследовательская работа «Служить Отечеству».
- Публикация в средствах массовой информации материалов исследований, поисковых работ, опыта работы по патриотическому воспитанию.
- Знакомство с интересными людьми, через углубленное изучение истории своего родного края.
- Организация и проведение цикла мероприятий «Я патриот своего Края».
- Флэш-моб - акции «Я люблю свою землю».
- Выступления агитбригад, пропагандирующих патриотизм.
- Проведение исследований по направлениям:
1. «Вторая мировая война, события».
2. «Дончане – участники войны».
3. «История Донбасса, культура».
- Дни здоровья.
- Декады истории.
- Конкурс на лучшее знание республиканской символики ДНР среди учащейся молодежи.
Организация и проведение творческих дел Республиканского совета старшеклассников:
-конкурс творческих работ « Моя семейная реликвия»
-конкурс клипов на песни военной тематики;
-конкурс видеопоздравлений ветерану ВОВ.
III этап – аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «Патриот».
- Обобщение результатов, анализ эффективности реализации проекта.
- Проведение коррекции затруднений в реализации проекта.
- Планирование работы на следующий период.
- Мониторинг эффективности реализации проекта.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Проекта ожидается:
- реализация системы гражданско-патриотического воспитания гражданина и патриота;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- изучение исторического и культурного наследия родного края;
- осознание ответственности за судьбу республики, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве республики, формирование активной жизненной позиции;
- осознание молодежью высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Проект отражает необходимый обществу Донецкой Народной Республики социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание молодежи, как основа личности гражданина республики. В целом, достижение ожидаемых результатов в процессе реализации проекта позволит создать в учреждениях образования Донецкой Народной Республики эффективную систему гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.
Сроки реализации проекта 2018-2019 у.г.
|